+7 (498) 655-92-15



















В производственном процессе лесозаготовок транспорт леса является ведущим звеном. Только вывозка заготовленной древесины на лесоперерабатывающее предприятие или во двор потребителя превращают ее в товарную продукцию. Неслучайно производственная мощность лесозаготовительных предприятий определяется объемом вывозки древесины.
Центральным научно-исследовательским и проектно-конструкторским институтом механизации и энергетики лесной промышленности (ЦНИИМЭ) во все времена транспорту леса уделялось особое внимание.

Выпускаемые с 1977 года Минским автомобильным заводом автомобиль-тягач лесовозный МАЗ-509А, с 1969 года Кременчугским автомобильным заводом автомобиль-тягач лесовозный КрАЗ-255Л, с 1975 года Тавдинским механическим заводом прицеп-роспуск ГКБ-9383 и их дальнейшие модификации (МАЗ-5434, КрАЗ-6437, ГКБ-9362) разрабатывались и внедрялись в производство при непосредственном участии ЦНИИМЭ.

В настоящее время в области транспорта леса институт ведет работу по двум направлениям: вывозке древесины из лесосеки на нижние склады и перевозке грузов во двор потребителя.

Узкоколейные железные дороги на вывозке древесины могут быть эффективнее автомобильного транспорта

Увеличение расстояния вывозки древесины ведет к значительному удорожанию транспортных затрат. При расстоянии вывозки свыше 80км в структуре себестоимости лесозаготовок транспортная составляющая достигает 35% и она имеет тенденцию к увеличению в связи с ростом цен на горюче-смазочные материалы и лесовозные автопоезда. Ситуация усугубляется тем, что на большей части пути следования лесовозных автопоездов используются дороги общего пользования, за проезд по которым большегрузного транспорта взимается плата за возмещение вреда автомобильным дорогам или, в соответствии со статьей 75 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, общая масса автотранспортного средства с делимым грузом не должна превышать 40 т, что влечет за собой недогруз лесовозных поездов и увеличение транспортных расходов.

В 70-80-е годы прошлого столетия доля вывозки древесины по УЖД составляла 25-27% от общего объема вывозки по Минлеспрому СССР. В те годы шла дискуссия о перспективности УЖД. В пользу УЖД по сравнению с автомобильной вывозкой отмечались следующие факты:

  • равномерность вывозки в течение года, не требующая создания межсезонных запасов древесины;
  • коэффициент технической готовности тягового и подвижного состава УЖД на 10%, а коэффициент использования на 11% выше, чем на автомобильном транспорте;
  • часовая производительность тепловоза в 7-8 раз выше, чем лесовозного автомобиля;
  • более длительный срок службы тепловозов и железнодорожного подвижного состава по сравнению с автопоездами.

Учитывая эти обстоятельства ОАО «ЦНИИМЭ» совместно с ООО «ГНЦ ЛПК ТЭ» и ООО «Агентство ЭМП» провел экономические исследования по сравнению автомобильного и узкоколейного железнодорожного видов транспорта в масштабах цен 2012г. в зависимости от годового объема и расстояния вывозки, рельефа местности и почвенно-грунтовых условий.

В качестве базового варианта автомобильного транспорта был выбран лесовозный автопоезд МАЗ 6303А8 грузоподъемностью 33т как наиболее дешевый из всех машин такого класса грузоподъемности, используемых на вывозке сортиментов.

Установлено, что стоимость строительства 1км УЖД сопоставима со стоимостью строительства 1 км лесной однопутной автомобильной дороги с гравийным покрытием, а суммарные приведенные затраты на вывозку древесины, включая затраты на строительство и содержание дорог, в зависимости от расстояния вывозки, представлены на графике. График построен с учетом годового объема вывозки 100 тыс. м3.

Как видно из графика, область экономической эффективности применения на вывозке УЖД начинается с расстояния 50км. Следует отметить, что дополнительным условием эффективности применение УЖД является наличие лесного участка, не расстроенного вырубками прошлых лет. Такие участки характерны при освоении новых лесных массивов. Как правило, они удалены от имеющихся транспортных путей на расстояние 100 и более км. Другим условием, ограничивающим область эффективного применения УЖД является рельеф местности. График себестоимости вывозки построен для условий равнинного рельефа местности.

Мы рекомендуем коммерческим организациям, разрабатывающим концепции приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, прорабатывать альтернативные варианты транспортного освоения лесных участков на базе автомобильного и узкоколейного железнодорожного транспорта с учетом результатов проведенных исследований.

ОАО «ЦНИИМЭ» предлагает услуги коммерческим организациям по методической и научной помощи в разработке концепций приоритетных инвестиционных проектов и в технико-экономическом обосновании предпроектных технических решений транспортного освоения лесных участков.